Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

11.10.2023 05:32 Среда
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Музей в школе или Осязаемая история

Автор: Я. ГАВРИШЕВА. Материал подготовлен в рамках проекта «Помнить прошлое, беречь настоящее, создавать будущее».

Как научить любить Родину? Как вырастить патриотов не напоказ, а от души? Это не праздные вопросы: от детей, сидящих сегодня за школьной партой, зависит будущее нашей страны. Поэтому приходит осознание: школа независимо от ее статуса и количества учеников остро нуждается в школьном музее как одной из методик воспитания патриотизма, духовно-нравственной культуры личности, без чего невозможно представить себе наше будущее.

Школьный музей-это место, где дети могут проявить себя, где видят работы, которые вызывают чувство уважения к его свершениям и достойным страницам прошлого и настоящего, знакомятся с историей своего села и судьбами своих земляков. Они могут прикоснуться к истории… Работа музея способствует развитию творческой самостоятельности учащихся в процессе освоения исторического прошлого. В результате сбора, исследования, обработки исторических материалов для музея у ребёнка закладываются основы формирования научного мировоззрения, начала исследовательской деятельности, развивается мышление. Школьники участвуют в оформлении материалов в экспозиции, это соответствует целям эстетического воспитания и формированию художественного вкуса, а также способствует развитию оформительских умений и навыков. Занимаясь пропагандой материалов музея, составлением мини-экскурсий по разделам экспозиций, способствует развитию коммуникативных качеств личности, умение вести диалог с аудиторией, развивает способность к структурированию знания и его изложению. Это в дальнейшем помогает детям на уроках. Деятельность музея сосредоточена не только на распространении знаний о прошлом, но и на актуализации, созидании и пропаганде среди учащихся традиций школы, села и страны.

Музей — сердце школы

Школьное музееведение специалисты относят к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования – ведь эту работу ведут сами дети. В Еланском районе двадцать школьных музеев. Тематика самая разнообразная. Вы бы хотели познакомиться с музеями, которые находятся совсем рядом с вами? Конечно, это не Эрмитаж или Лувр, но большая книга истории написана маленькими буквами обычных людей. Приходите в музей, прикоснитесь к истории, которую бережно хранят в школах района руководители школьных музеев — настоящие сподвижники музейного дела.

В школах района музеи действуют в разных направлениях, например, музеи истории родного края созданы в Краишевской, Дубовской, Большеморецкой школах. Историко-краеведческую тематику выбрали для себя в Таловской, Терновской и Березовской школах, а еще – пока единственный на территории района – детский сад «Колокольчик», создавший на своей территории комплексный краеведческий музей "Русская изба".

Музеи памяти боевой славы функционируют в Красноталовской и Вязовской школах. Изучают и сохраняют историю родной школы в Еланских школах №1 и №1, а в Журавской, Терсинсой и Березовской школе имени И. Е. Душкина школьные музеи работают разнопланово, собирая воедино историю школы, края, страны.

Все эти музеи – не просто застывшая картина мира, а живое воплощение памяти народа, активно пополняющееся новыми экспонатами и даже принимающее активное участие в культурной и событийной жизни района. Районный конкурс музеев образовательных организаций проводится ежегодно и способствует приобщению обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, воспитанию у подрастающего поколения гражданских качеств, чувства патриотизма, выявлению, обобщению и пропаганде лучшего опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. И звучит гордо: не просто совместная выставка, а смотр-конкурс!

Краеведы вместе со своими наставниками встречаются, чтобы рассказать о неизвестных страницах истории родного края и новых музейных экспонатах, продемонстрировать свои достижения как экскурсоводы и научные работники, и как знать, возможно, среди школьников уже сейчас подрастает будущий гид, который будет гореть своим делом и докажет всем, что история – это не скучная лекция, а увлекательный мир.

Музеи, созданные при школах, не просто место хранения архивных данных, а и сами – история. Например, история создания краеведческого музея в с. Вязовка начинается с 1958 года, когда при Вязовском Доме пионеров начал работу краеведческий кружок. В ноябре 1984 года краеведческий музей из Дома пионеров был переведен в здание Вязовской средней школы, где находится и сейчас. В 2013-2014 годах произошла реконструкция музея. Были оформлены новые стенды и новые экспозиции благодаря участию в конкурсном отборе с проектом «Школьный музей – центр патриотического воспитания МБОУ «Вязовская СШ». Как финалист конкурса, школа получила средства, на которые и провела реконструкцию, сделав музей современным, привлекательным местом в сердце школы. Учащиеся школы, жители села Вязовка и ее гости постоянно посещают школьный краеведческий музей. Проводятся встречи с участниками ВОВ, старожилами села.

А в Терсе музей в прошлом году не просто пережил реконструкцию, а совершил полноценный переезд из Дома культуры в отдельное здание, которое и само по себе – ценность, ведь ему уже более 100 лет. В течение многих лет фонды школьного музея пополнялись ценнейшими сведениями о прошлом села Терса, о Великой Отечественной войне, ветеранах труда, участниках боевых действий и многое другое. Сегодня наряду с историей здесь представлены литература местных авторов и национальное искусство, старинные предметы быта терсинцев.

А Краишевская средняя школа в своей деятельности пошла дальше и при активном участии школьников разработала свой собственный туристический образовательный маршрут «И нет в целом мире прекрасней родного села моего…» для школьников 5-11 классов. Экскурсионный маршрут расположен на незначительном расстоянии от школы, а это экономит время. Выбранный маршрут безопасен с точки зрения угрозы здоровья школьников. При продвижении пешком отсутствуют серьёзные трудности, физическая усталость не гасит интерес, да и кто из детей не любит походы!

Выше уровнем

Развитие волонтерского и поискового движений, организация деятельности профильных объединений и занятий со школьниками реализация проектов – основные направления патриотического воспитания Волгоградской области.

Волгоградская область — признанный центр патриотического воспитания. В 2021-м в регионе стартовал проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» нацпроекта «Образование», позволяющий вовлекать молодежь в общественные проекты, формировать у подрастающего поколения интерес к военной службе и истории Отечества, воспитывать ответственных и гармонично развитых граждан. Здесь действуют более 600 военно-патриотических клубов и кружков, более 800 туристско-краеведческих объединений, созданы свыше 250 кадетских классов. Делу сохранения исторической памяти свое время и силы посвящают участники семи региональных поисковых общественных организаций и 55 поисковых отрядов – порядка двух тысяч человек. Растет юнармейское движение.

Потрогать руками

Материал музеев широко используется учителями школы при подготовке к урокам, а также при проведении экскурсий и внеклассных мероприятий по истории родного края. Неоценимую помощь музеи оказывают учителям начальных классов — на их основе изучается история родного края. Школьные мероприятия по направлению «Патриотическое воспитание» тоже готовятся на базе материала школьного музея – если вдуматься, то это не просто уголок с архивами, а полноценный сборник методических материалов и изучение предмета на ощупь, в контакте, а не в теории.

Создавая историю, дети не просто изучают ее, но и учатся беречь и хранить в сердце свой родной уголок, точку на карте, которая для мира – маленький кусочек, а для патриота – большой родной дом.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

14