Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

19.02.2021 10:30 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Жить с интересом к любому делу

Автор: А. ТАРАНОВА

Об армейском, жизненном и профессиональном опыте

Сегодня личное подсобное хозяйство Николая Викторовича Бойко из Березовки хорошо известно в Елани и близлежащих селах. Уже давно сформировался свой круг постоянных клиентов, которые высоко оценивают качество молочной продукции с этого подворья. За годы жизни было много интересного: и поиск себя, и становление в разных профессиях в годы перехода к новому строю и к новой стране, новым рыночным условиям, и встречи с интересными людьми… Она, жизнь, для всех идет своим чередом. Люди рождаются, женятся, работают, живут простыми человеческими радостями и печалями… В прошлом Бойко — комсомольская юность, служба в армии, жизнь в городе, возвращение на малую родину и даже участие в выборных кампаниях местного уровня – когда выдвигал свою кандидатуру на пост главы поселения. Выросший в селе, он привык всегда рассчитывать только на себя.

Всему свое время

-Родился я в Ерешкове, в 1965 году. В семье было еще два старших брата – Александр и Владимир. Учился в Ерешковской начальной школе, потом в Березовской восьмилетней, по окончании которой поступил в Новоаннинский сельскохозяйственный техникум, где к тому моменту учились старшие братья, — рассказывает о периоде детства и юности Н. В. Бойко. – Мама плакала: два агронома уже есть! А ей очень хотелось, чтобы я учителем стал. Поехали, забрали документы и подали в Михайловское педучилище, где и учился четыре года по специальности «Учитель начальных классов».

Студенческие годы – одни из самых лучших в жизни:

-Все успевал: и учиться, и спортом заниматься, и на танцы ходить. И работал – сначала на мельзаводе, где с пацанами вагоны разгружали. Когда восемнадцать лет исполнилось — на консервном заводе, — вспоминает Н. В. Бойко.

Как только получил специальность, судьба забросила Николая в хутор Дальнестепной Киквидзенского района.

-Приехал. Хутор – дворов сорок. Две семьи местные, остальные – приезжие: украинцы, азербайджанцы, чуваши, марийцы, удмурты… Встречать меня собралось все село. Шутка ли: учитель новый приехал, да еще и молодой парень! Детей там много – семьи молодые. На подворьях много скотины, уже тогда они голов по 50 свиней в каждом дворе содержали. В хуторе огородов не было, колхоз поле под картошку выделял, семена сдавали, сеяли сеялкой, обрабатывали трактором совхоза. А когда копали картошку – делили на всех. Возле каждого дома только палисадники. Здание школы – бывший помещичий дом.

Проработал я там, правда, недолго. Столько сил вложил в этих детей! Место отдаленное, в глушь никто не хотел ехать работать, особенно молодые девушки-преподаватели — учителя из их числа часто менялись. Естественно, и знания у детей были в очень запущенном состоянии.

…Но и я уехал — пришло время идти в армию.

Едем в Среднюю Азию, но не в Афганистан…

-Служить попал на космодром Байконур. Приехали на сборный пункт, команды сформировали, а там при оформлении документов писари в моем личном деле слово «начальной» потеряли. Осталось: «директор школы» – и это в 20 лет! Командир отделения дает мне список в 33 человека – «Иди, собирай ребят», «Куда едем?», «В среднюю Азию… но не в Афганистан».

Хотя подавляющее большинство сверстников, тех, с кем Николай вместе учился, работал, просто был знаком, с кем одновременно призывался, попали служить в Афган… Это был 1985 год.

17 ноября приехали на Байконур. Конечная станция ведущей туда ветки железной дороги. Пустынная местность. Весной здесь зелено только до конца мая, летом — нестерпимая изнуряющая жара до 45 градусов по Цельсию, дождь осенью – изредка, зимой — морозы и ледяной ветер.

Байконур — крупнейший в мире космодром, состоящий из сложнейших технических сооружений полигон, с которого произведено более тысячи пусков ракет. Общая площадь космодрома — около семи тысяч квадратных километров, по которой разбросаны различные площадки.

-На каждой площадке базировалось что-то определенное: наша, 32-ая – жилая, рядом площадка, 31-ая – пусковая. Рядом со «стартом» располагалась часть ракетных войск стратегического назначения, — вспоминает Н. В. Бойко. – И весь этот огромный полигон обслуживали солдаты, многонациональный контингент — русские, татары, казахи, грузины, абхазы, осетины. Наша «учебка» готовила сержантов: первый взводы – сержантов для роты охраны, второй взвод – командиров отделений котельщиков для ТКВД (тепловые котлы высокого давления), третий и четвертый взвод – тепло-водоканализация и т. п. Учебный корпус находился в километре от казармы. Распределили меня в шестой взвод командиром отделения техников–компрессорщиков, заправляющих ракеты топливом. Год работал преподавателем в своем взводе.

…Однажды в честь Дня Победы в части организовали соревнования по рукопашному бою. А знание рукопашного боя, помимо шансов на выживание в условиях армейской службы, намного повышает уверенность солдата, так необходимую в любом коллективе.

-Борьбой занимался еще в педучилище, в Михайловке, был капитаном команды, вместе с ребятами ездили на соревнования, — продолжает рассказ Николай Викторович — А тут: выставляться некому было, сам принял участие и занял второе место! После этого перевели в 25-й спецвзвод, где все курсанты – с высшим образованием. Взвод этот готовил сержантов для фельдъегерской службы. Ребята там очень хорошие были. Оставалось служить полгода – отпуск мне дали, съездил домой…

Сержант Бойко

Что еще запомнилось с того времени? Общение с сослуживцами и вышестоящим начальством, стремление хорошо выполнять свои служебные обязанности и не отставать от других. А человек со смекалкой, жизненным опытом и умелыми руками ценился всегда и везде. А уж в армии – такие люди на вес золота!

-В феврале месяце произошла утечка по теплотрассе – порыв «подземки»! Вода выходит под учебным корпусом, протекает под ним и с обратной стороны вытекает. Открыл утром учебный корпус, а там – как в бане! Полы мокрые… Понятно, что устранять прорыв сразу не представилось возможным, отключили, а наутро уже все отопление в учебном корпусе разморозилось… Как назло должен был приехать генерал-лейтенант Журавлев – заместитель начальника полигона, по плану должен был проводить занятия со всеми командирами частей. Произошедшее событие, мягко сказать, нарушало все намеченные планы…

С вышестоящим начальством, как известно, не поспоришь: «Давайте сюда сержанта Бойко, который тут все делать будет!» … Пришлось восстанавливать, – с юмором вспоминает Н. В. Бойко. — Целую неделю с ребятами из строительного батальона работали, один из них – сварщик от Бога. Как-то сразу я сориентировался, сколько и какого материала нужно будет, в течение трех дней нам все поставили.

Чуть позже сержанту Бойко доверили и еще одно весьма ответственное дело: строительство полосы препятствий спортивного городка.

-Тут уже я стал возмущаться: «Я не строитель, я — учитель!» — вспоминает мой собеседник. — Но все равно делать пришлось. Искали трубы, арматуру, уголок, шпалы, сварку, краску. Сам планировал и делал… Домой вернулся на месяц ранее положенного срока, уволился 17 октября 1987 года – получил такое поощрение. Приехал в село и сразу затосковал: там чистота, порядок, а здесь – все серое, какое-то нерадостное… Оставляли меня на сверхсрочную, но не судьба, наверное.

На родине

По возвращении домой продолжил учебу: поступил на отделение ПиМНО — педагогики и методики начального обучения Волгоградского государственного педагогического института.

- Надо сказать, именно на этот факультет я не хотел поступать, потому что уже получил специальность учителя начальных классов в Михайловке! Знакомые помогли. Проучился месяц — вызывают в деканат: «Место освободилось на филфаке, пойдешь?»

Институт был окончен, но непосредственно по специальности – учителем русского языка и литературы — работать не довелось.

- Еще на третьем курсе я женился. Жизнь началась веселая: семья, ребенок, надо содержать и учиться. Учился во вторую смену, работал по ночам, — вспоминает Н. В. Бойко.

Первоначально в Волгограде трудоустроился на деревообрабатывающий завод имени Куйбышева, в бригаду пиломатериальщиков, где работали одни студенты. Постоянного присутствия там не требовалось, оплата – сдельно-премиальная, главное – вовремя справиться с объемом заявленных работ. Работал и курьером при центральном райкоме КПСС г. Волгограда – разносил приказы по предприятиям и учебным заведениям. Был востребован в силовых структурах, позже – в охране, открывал индивидуальное предпринимательство…

Каждый двор хозяином хорош

Привыкший сам распоряжаться своей жизнью, решился на переезд на малую родину. Место в образовательном учреждении нашлось сразу же по возвращении на малую родину — учителем ОБЖ и физкультуры в Березовской школе, где проработал семь лет. Начали обосновываться на новом месте жительства – в Березовке купили добротный дом, но потом все равно столько достраивали и переделывали в нем! Хозпостройки тоже построены собственными руками рачительного хозяина.

Жена Светлана работала заведующей Домом культуры в Ерешкове, в семье взрослела дочь Елена, в 2010 году родилась еще одна дочь – Валерия.

В 1998 году местное коллективное хозяйство «Первомайский» стало переживать не лучшие времена. Но люди, чьи деды и прадеды жили на этой земле, возделывали ее и крепко были к ней привязаны, видели единственный выход – вести свое хозяйство и трудиться, как прежде, на земле. Николай Викторович десять лет проработал заведующим механизированным током ООО «Паритет-Агро». Работал в хозяйстве и одновременно занимался ведением личного подсобного хозяйства, в какое-то время оформлял и фермерство.

-Одно время я возил мясо бычков в Москву, — рассказывает Николай Викторович. – Насколько хлопотное это было дело – не передать! Телефонов сотовых еще не было, а нужно было созвониться, договориться, найти саму живность, договориться с бойщиками. Днем бьем — ночью едем — утром должны быть на Москворецком рынке. Пока все утрясешь… Возили только осенью и зимой – летом просто по расстоянию не получалось довезти мясо так, чтобы не испортилось.

Содержали Бойко на своем подворье и большое количество свиней.

-Всегда старался приобретать породистых свиноматок – ландрасов. Выход с выращенного поголовья был хороший, весом за 300 килограммов, — говорит Н. В. Бойко.

Хоть и не без проблем, но все же находил перекупщиков: порой даже догоняя на трассе грузовики с московскими номерами.

-Было такое: в районе сдать некому, а я из Волгограда возвращаюсь. Вижу: идут две «ГАЗели», груженные свиньями, пятидесятый регион на номере. Я — за ними! Около Новоаннинского они все же остановились, выходят: «Что ты до нас привязался?!» А я им: «Мужики, приехайте ко мне, свиней заберите!»

Приезжали, забирали живой товар с его подворья и оставались довольны: «Мы твоих свиней как беконных сдали!» Но все равно проблемы со сбытом, низкая закупочная цена со временем отодвинули этот вид занятий на второй план.

Сейчас в личном подсобном хозяйстве Бойко шесть коров, годовалые бычки и телята. С годами появились постоянные клиенты, кто покупает продукцию с подворья – молоко, кислое молоко, сметану, творог. Хлопот с хозяйством всегда много: заготовка корма, уход, ежедневная дойка — все работы выполняются без привлечения наемных работников. Словом, семейная животноводческая мини-ферма.

-Слава богу, со сбытом, — говорит Николай Викторович, — проблем нет. Несколько лет назад мы перевезли родителей в Елань, но сам я никуда из своего села уезжать не стану. Привык к такому образу жизни. Старшая дочь приезжает в гости с семьей, племянники с удовольствием гостят.

…Хорошей жизни многие ищут где-то на стороне. А счастье — оно может быть здесь – на родной земле, только руки к делу приложи. И тот, кто работает в своем хозяйстве, не может жить одним днем и полагаться на любимое русское «авось». Если человек умеет трудиться — он нигде не пропадет!

А. ТАРАНОВА.

На фото:

Служба на Байконуре

Сержант Бойко (третий слева)

С женой Светланой

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

6