Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

Волгоградская область/Муниципальный район Еланский
19 апреля 2024, пт 2024.04.19 13:37:57
16+

Сайт ELANSKIE-VESTI

Еланские вести

1000

История газеты

Люди и время

592676.jpg(11,2 КБ)

Старейшая газета области

          «Еланские вести» — одна из старейших газет Волгоградской области и даже всего Поволжья. Первый номер газеты вышел 21 июля 1921 года. Называлась она тогда «Известия». Была органом Еланского уисполкома и уездкома РКП(б), печаталась на двух страницах в типографии Еланского отделения губполиграфотдела скромным тиражом – 1200 экземпляров. Редактировал ее в те годы Марк Лепянский. Годы основания и становления районной газеты пришлись на время государственного, хозяйственного и военного строительства, создания новой советской культуры. В то время партия обращала большое внимание на развитие печати, на ее активное участие в делах народа, видела в ней надежное орудие социалистического строительства. Газета стала верным другом, советчиком и учителем коммунистов и комсомольцев. Это было необходимостью того времени. Районная газета  смело рассказывала о деятельности еще малочисленных тогда партийных и комсомольских ячеек в слободе Елань, селах и хуторах.

С годами изменялись названия газеты, стиль публикаций, приемы и методы оформления, способы ее печати.

             С 1930 года газета стала называться «Еланский колхозник», с 1957 –    «Ленинская искра», с 1963 – «Ленинский путь», в 1994 году она стала «Еланские вести». Газета всегда находилась в гуще масс, в гуще наиболее важнейших событий, на ее страницах отражена 90-летняя история Елани и Еланского района.

Важнейшую роль сыграла газета в предвоенный период, а в годы Великой Отечественной войны она вселяла дух беззаветной преданности Родине, стойкости и самоотверженности на трудовом фронте, рассказывала о героизме на полях сражений. Журналисты вместе с рабочими и крестьянами вставали на трудовую вахту, а в годы войны становились солдатами и командирами.

В первые дни войны ушли на фронт и пали смертью храбрых зам. редактора Федор Кастрикин, зав. отделом Василий Журбин, наборщики Григорий Балясников и Степан Беликов.

Честь, свободу и независимость нашей Родины защищали редакторы Петр Васильевич Гученко и Василий Григорьевич Чаев, зам. редактора Т. П. Пивоваров, зав. отделами М. Ф. Ярцев, А. Н. Яковлев, И. Г. Гарин, Ф. Е. Брянцев, активист газеты В. Г. Остапчук, Ф. Н. Коротицкий, В. Е. Варенов, И. И. Сочин, член Союза писателей СССР Ю. М. Щербаков, В. Н. Остров, А. Д. Печерский, С. И. Турчин. Многих из них сегодня уже нет в живых. Вечная им память.

               В послевоенный период и в шестидесятые годы газета пишет о дальнейшем подъеме сельского хозяйства, повышении производительности труда и рентабельности производства. В этот период проявляются высокие журналистские способности работников редакции Е. П. Кочетова, Л. М. Лазаренко, Ю. В. Чурилова, М. М. Голевой, М. Д. Панжина, З. П. Яхтиной, Н. С. Изюмовой-Ананко, внештатных корреспондентов – Н. Е. Бережнова, Г. П. Манжосова, Е. С. Изюмова, Е. В. Илясовой, А. Г. Семенютиной, Н. И. Тумановой, Д. В. Хмелева, Н. В. Соломатина и многих других. В связи с юбилеем хочется вспомнить их поименно, отдать дань глубокого уважения за все сделанное ими в становлении районной печати. И в первую очередь — редакторов газеты: Федор Мельников, Андрей Романович Ольхов, Андрей Гундырин, Варвара Алексеевна Кошевая, Петр Васильевич Гученко, Александр Евдокимович Синицын, Александр Николаевич Пелетминский, Василий Григорьевич Чаев, Владимир Александрович Моисеев, Петр Григорьевич Лобков, Владимир Акимович Александров, Виктор Михайлович Полянский, Николай Иванович Гарин, Геннадий Михайлович Литвинов.

Районная газета породила плеяду беспредельно преданных делу полиграфистов. Среди них: А. Н. Никольская, М. В. Германчук, Т. И. Федорова, Л. И. Добрыднева, А. С. Ананьева, Р. К. Ткаченко, В. Ф. Шкурская, Т. А. Зуйкова.

               В 80-е годы в коллективе типографии в первых рядах соревнующихся были печатники В. А. Живописцев, Л. А. Лебедева, линотипист Н. Н. Валикова, наборщица Р. С. Кудрина. Большую плодотворную работу вели ответственные секретари В. С. Качанов и Л. А. Спорник, много полезных и интересных материалов готовила В. А. Малахаева.

В конце 80-х  типография газеты «Ленинский путь» отделилась и стала  подсобным цехом ремонтно-технического предприятия (РТП) по изготовлению бланков с горячим набором и высокой печатью. А газета печаталась в Михайловке, затем в Камышине. В 1993 году редакция и типография вновь объединились в одно предприятие «Полиграфинформ». В 1999 году образовано муниципальное учреждение «Редакция газеты «Еланские вести» в 2011 году – муниципальное унитарное предприятие «Редакция газеты «Еланские вести».

Прожитые газетой годы – это сама история района и его жителей. И мы обязаны эту историю помнить, вправе ею гордиться.

Плоды созидания

История создания нашего предприятия хранит такие исторические факты: до 1991 года (больше двадцать лет назад!) по отдельности  существовали редакция газеты «Ленинский путь» и подсобный  цех  ремонтно-технического предприятия  по изготовлению бланков  с горячим набором  и высокой печатью. Районную газету печатали в Камышине. Этот период совпал с приходом на должность главного редактора Г. М. Литвинова,  под чьим руководством и произошли все коренные изменения  и преобразования.

Создать редакционно-издательский комплекс – РИК – требовало время.  Объединенное в одно предприятие могло лучше «держаться на плаву» в нестабильные годы перестройки, расти и развиваться. Подобного —  объединенных в одно целое редакции газеты и типографии  — не было в области. На сей эксперимент первыми решились в Еланском и Жирновском районе. Чуть позже – в Новоаннинском, Октябрьском районах. Неясной была структура новой организации: как организовать рабочий процесс, кто кому будет подчиняться, как распределятся обязанности, — все это узнавали, утрясали в процессе созидания. Как известно, высококачественную продукцию   может производить  только то предприятие, на котором отлажены все производственные процессы, бесперебойно работает  весь    технологический механизм. В коллективе, где слабая организация труда, низкая производственная дисциплина, плохой  социально-психологический климат, трудно выпускать хорошую газету – а это было и остается ведущим видом деятельности.   

 -Система работы была такой, что за наличные я, как руководитель, самостоятельно мог приобрести только товар стоимостью не выше 2,5 рубля, — вспоминает Г. М. Литвинов.  – А тогда, когда нужно срочно  ремонтировать печатные машины, что-то приобретать, это существенно мешало работе: сначала надо было  получить разрешение и одобрение комитета по печати. Определенными усилиями вместе с директором типографии Сергеем Ивановичем Запорожским мы добились приобретения   двух печатных машин. А потом пришлось собирать и ремонтировать то, что приобрели. Сколько раз пришлось ездить в Ейск на завод!  Возили туда двигатель машины на ремонт, покупали запчасти. Хорошо то, что с председателем комитета по печати – Юрием Александровичем Некрасовым мы всегда находили общий язык, а  взаимопонимание помогало  разрешить наши проблемы. Юрий Александрович был в курсе дел всех редакций – знал тиражи,  что из себя представляют коллективы, техническую оснащенность. В период становления организации большую роль сыграла инициативность директора типографии С. И. Запорожского – все вопросы, касающиеся типографии, решал он; постоянно был в поиске, что-то придумывал. Вместе садились  — просчитывали, внедряли…

Сегодня никто не удивится наличию оргтехники в магазине «за углом»: выбрать компьютер, принтер, фотоаппарат  может даже подросток. А тогда, более двадцати лет назад, для Елани это действительно была «техническая революция»! Установить программное обеспечение на два первых (и это был прорыв!) компьютера приглашали системного администратора…. из Москвы. На месте больше никто не мог помочь со специальными программами верстки газеты, обработки фотографий.  Учились сами, учили  уже  специалистов – шли вперед.       

Когда-то  рекламы (собственно даже не рекламы – в ее сегодняшнем понимании  20 лет назад ее не было: ответственный секретарь принимал от  клиентов объявления о продаже, поздравления по поводу значительных  дат в жизни, а кассир редакции принимал оплату за них) стало столько, что возникла потребность создать новый отдел. Для любой газеты рекламный отдел – это возможность получить определенный доход  от реализации газетной площади. То, что  реклама -  мощное средство  влияния на мир бизнеса, —   доказано временем. Не стал исключением в этом и рекламный отдел в «районке».

-В типографии создали бригаду, разработали стимулирующие методы оплаты труда, для творческих и технических работников коллектива, — вспоминает Г. М. Литвинов. –Что особо ценно в тот период времени, — это то, что нам помогали – мы даже получали дотации, и не мешали. Позиции Администрации района – руководителем был В. Ф. Добрыднев — комитета по печати были очень лояльными, благодаря чему мы смогли проводить всю ту реорганизацию. Созданный совет редакторов при комитете по печати позволял нам выходить  с различными проблемами на главу области. Благодаря этому удалось, например, «пробить» возможность обучения по специальности «Журналистика» в Волгоградском государственном университете. Кадровый вопрос решался за счет тех молодых людей, которых рекомендовали редакции районных газет. Мы встречались с бывшим тогда заведующим кафедрой журналистики ВолГУ   В. Б. Смирновым; дополнительно появилась возможность переподготовки уже работающих сотрудников редакции – они получали второе высшее  — журналистское образование.

На протяжении всего времени   - взаимопонимание с коллективом.  И — извечная проблема  — борьба за читателя. В редакции «Ленинского пути» — «Еланских вестей» придумывали новые рубрики, объявляли конкурсы, печатали анкеты, разыгрывали лотереи… Идти «в народ» опять-таки требовало время – надо было чем-то поддерживать читательский интерес. Выходили целевые выпуски, посвященные селам нашего района, очерки о людях труда; репортажи со знаменательных событий жизни Елани и района – газификации сел. Основной, ведущей – являлось  освещение сельскохозяйсвенной темы – шла реорганизация коллективных хозяйств, делились опытом первые крестьянские (фермерские) хозяйства,  герои страниц газеты – передовики уборочной страды – комбайнеры и водители…

Каким будет будущее нашей организации? Не трудно угадать: полным трудов и в постоянном поиске. Время не стоит на месте, с каждым днем привнося что-то новое в нашу жизнь. У  «районки» — особый путь – свой. Им мы и идем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.