Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

09.07.2020 14:12 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Як приїхали, так и живемо!

Автор: Е. СЛЕСАРЕВ.

Дед Карп

О малороссах, проживающих на еланской земле

с. Лиходеево, семья Дергачевых, слева-направо и сверху-вниз:

Таисия, Валентина, мама Прасковья Алексеевна, Тоня (на руках), Шура, Иван Карпович и я – Люба.

Род проходит и род приходит, а земля пребывает вовеки

(Екклесиаст)

Пять веков назад на месте Еланского района простиралось Дикое поле — историческая область неразграниченных и слабозаселенных степей между Днестром на западе и бассейном Дона на востоке. Государственное освоение наших земель связано с организацией в 1571 году общероссийской сторожевой и станичной службы, охранявшей «украины» русского государства на Диком поле.

Архивные документы датируют 17 веком появление здесь на целинных землях первых переселенцев — великороссов и малороссов из Речи Посполитой. Царское правительство охотно позволяло селиться здесь беженцам с раздираемой распрями Украины. В середине 18 века украинским беженцам на новых землях была предоставлена автономия по казацкому образцу.

Родня из Лиходеева

Есть на карте Еланского района село, ранее носившее название Лиходеево (ныне Березовка). Село живет, а родные стены врачуют души его жителей, дают новые силы, и только здесь, в этих домах, на родной земле они отдыхают душой и сердцем.

Родственники мои по линии тещи – Любови Ивановны Чердаковой (Дергачевой в девичестве) – были украинцами из русского степного пограничья. Тещин дед – Карп Степанович Дергачев родился в селе Лиходееве Саратовской губернии в 1887 году, умер в 1964 году. У дедушки был брат Моисей Степанович и сестра Лукьяна Степановна (по мужу Касьяненко). Их потомки живут в Елани.

Род Дергачевых берет начало где-то в Приднепровье. В 17 веке до Переяславской рады и воссоединения Украины с Россией на восток Дикого поля бежали малороссы из Речи Посполитой. Богатые черноземы, чистые воды реки Терсы, дубовые и пойменные леса привлекали переселенцев, основавших в середине 18 века на берегу реки Самойловскую слободу. По соглашению с российской Казенной палатой самойловцы были переведены на положение государственных крестьян и стали чумаками, возившими казенную соль с заволжского озера Эльтон.

Возможно, возникновение в 1750 году слободки Самойловка в долине Терсы связано с ликвидацией Запорожской Сечи и новой волной переселенцев-малороссов, в основном казачьих семей. Бежавших малороссов царская власть направляла на свободные земли бассейна Дона. Так группа казаков-переселенцев под предводительством сотника Самойло появилась в лесостепной долине реки Терсы. Жители Самойловки крепостными крестьянами никогда не были, их причислили к сословию государственных крестьян. Одним из самых старых населенных пунктов Самойловского района является село Еловатка. Сюда по царскому указу Петра Первого около 1700 года были переселены крестьяне с Приднепровья, из-под Киева и Полтавы. Крестьяне числились дворцовыми, то есть принадлежали царской семье. Они платили поземельный сбор, и жилось им немного легче, чем крепостным и государственным крестинам.

- Со степного хутора Новосамойловский, где жил дед, – рассказывает Л. И. Чердакова, – Дергачевы переехали в расположенное примерно в 10 километрах село Лиходеево (ныне Березовка), в котором родился мой отец Иван Карпович. Село возникло в 1723 году. В нем проживали отец с мамой Пашей и пятью дочерями – сестрами Шурой, Любой, Таей, Тоней и Валей.

Итак, в семье деда Карпа Дергачева было пятеро детей, сестры Поля и Маруся, братья Коля, Ваня (мой отец) и Шура. Последние годы дедушка жил на степном хуторе на границе Саратовской и Волгоградской областей между селами Самойловка и Лиходеево. Это было отделение зернового совхоза «Новосамойловский». Здесь говорили по-украински, а точнее на суржике. Хутор был расположен в степи у большого пруда.

Сегодня продолжатели рода Дергачевых преимущественно живут в Елани. Но у меня и сейчас есть родственники на Украине. В Одессе живет мой двоюродный брат В. А. Дергачев. Владимир Александрович — украинский геополитик, географ-экономист, профессор, доктор географических наук. Член Международной федерации журналистов. Иностранный член научного комитета журнала Geopolitica (Рим, Италия). Член Национального союза журналистов Украины. В 1998 году создал частный Институт геополитики профессора Дергачёва, с 2013 года — редактор и автор иллюстрированного журнала «Ландшафты жизни».

Мы – один народ

Хотя в последние годы появился ряд довольно экзотических версий о происхождении украинского народа, признанные историки и этнографы единодушны: у русских, украинцев и белорусов общие предки – восточные славяне. Ряд источников называет их также русинами ("Повесть временных лет") и русичами ("Слово о полку Игоревом"). Общие славянские корни, схожесть в культурах, многовековая история соседства в рамках одной большой страны, — все это в плане традиций сблизило русских и украинцев как ни одних других представителей разных народов. В академических кругах считают, что название национальности произошло от древнерусского слова "оукраина": так на Руси называли пограничные земли, а их жителей, соответственно, — оукраинцами, а позднее — украинцами. Потому на концертах в Елани, Березовке, других селах можно слышать песни украинские, видеть танцы и т. п. Украинская кухня всегда присутствовала на нашем столе. В семье Любови Ивановны часто готовили украинский капустняк. Его делали из квашеной капусты и пшена, а также борщ, галушки и т. д. Пели песни на украинском языке: «Ой, хмелю ж мій, хмелю», «Розпрягайте, хлопці, коні», «Цвiте терен», «Несе Галя воду» и многие другие.

Еланский и Самойловский районы всегда были дружны между собой. Недавно они заключили новый союз о дружбе, а концерты в Елань приезжал народный самодеятельный коллектив, лауреат областных, всероссийских и международных конкурсов — ансамбль бандуристок «Журавка».

В Самойловском районе высока доля украинского населения, поэтому ничего удивительного не было в том, что бандуристки одеты в расшитую «вышиванками» национальную украинскую одежду. Звуки украинских народных струнных инструментов и чистые голоса зрители всегда слушают, затаил дыхание. Все песни – украинском языке звучат так красиво, что их можно слушать бесконечно. Аплодисменты не смолкают. В такие моменты можно представить, что не Самойловка и Елань, а Украина и Россия заключили союз о дружбе.

Годы лихолетья, казалось бы, уже давно канули в Лету, однако в последние годы население Еланского района вновь пополнили жители Украины. Они, спасаясь от бомбежек и разрухи на родине, начали массово прибывать в Волгоградскую область шесть лет назад.

Беда, что обрушилась на жителей Донбасса в связи с гражданской войной, коснулась десятков тысяч семей, которые вынуждены были покинуть родину. Все они стали беженцами, но благодаря братской помощи России люди нашли приют, в том числе и на Еланской земле. В оперативном штабе вынужденных переселенцев старались как можно быстрее обеспечить жильем и работой, одеждой, продуктами питания и так далее. Переселенцам с Украины оказывали всестороннюю помощь и поддержку. Администрация Еланского муниципального района просила милосердных жителей Еланского муниципального района предоставить жилые помещения на безвозмездной основе для временного размещения в них украинского населения. Кроме того, все желающие могли оказать благотворительную помощь гражданам Украины, прибывшим в Волгоградскую область, перечислив денежные средства на специальный счет.

После опубликования на страницах газеты «Еланские вести» воззвания к землякам откликнуться в центр «Семья» стали приходить предприниматели, фермеры, пенсионеры… Они несли продукты питания, одежду, обувь, средства личной гигиены, моющие средства… Бюджетные организации перечислили свой однодневный заработок коллективов в счет пожертвований для граждан Украины.

Так и живет гостеприимный и щедрый еланский край, полный вековыми народными традициями, которые хранят и передают его жители из поколения в поколение. Вместе они встречают праздники, воспитывают детей и выращивают пшеницу. Но главное то, что они сохранили любовь к крестьянскому труду, к родной общей для всех Еланской земле.

Е. СЛЕСАРЕВ.

Материал подготовлен в рамках проекта «Единство народа – единство России»

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

365