Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

11.02.2019 17:01 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 9 от 29.01.2019 г.

О «Тишине на дальнем рубеже» или История двух фотографий

У каждой фотографии есть свой смысл, своя история, своя судьба… Листая как-то старый фотоальбом в гостях у друга, заинтересовался одной фотографией. На ней – четверо молодых ребят в поле с парашютными ранцами. Один из них – Сергей Волков, к которому я и зашел в гости. И все б ничего, но все ребята на фотографии были с модной в то время пышной шевелюрой. Меня этот факт удивил, ведь я знал, что Сергей Павлович служил в Воздушно-десантных войсках в Афганистане, а там, как известно, по уставу прическа у всех была одинаковая. Где же была сделана эта фотография?

- А, так это я еще не в Афганистане, – ответил на мой вопрос Сергей. – Это я на учениях на аэродроме в Средней Ахтубе. В то время наш райвоенкомат направлял всех, кого призывали в ВДВ, учиться прыгать с парашютом с самолета АН-2 («кукурузник» его еще называли).

О событиях в дружеской Республике Афганистан Сергею скромно напоминает другая черно-белая фотография, сделанная фотолюбителем на аэродроме в Кабуле возле разбитой БМД (боевой машины десанта). За военной частью была территория (недалеко от аэродрома), куда вот такую разбитую технику складировали. На этой фотографии трое (слева-направо): Валера из ремонтного батальона, Сергей Волков (авторота) и латвиец Янис (ведь мы тогда все были братьями). Он как и Валера был из рембата. Здесь стоит отметить тот факт, что многие такие любительские фотографии делались советскими воинами втайне от начальства, ведь и место, и действия были засекречены, и с собой фотоаппарат, конечно же, никто не мог взять. Его, а также пленки и необходимые для проявки реактивы можно было купить здесь или выменять у местного населения. Нащелкали снимков, а потом где-нибудь в каптерке, чтобы никто не увидел, делали такие поистине исторические фотографии.

Родился С. П. Волков в 1963 году в Елани. После еланской средней школы № 1 поступал в Балашовское высшее военное авиационное училище, хотел быть летчиком – не поступил. В тот год в армию его не забрали, и в Еланском СПТУ Сергей получает специальность водителя, категории «В» и «С». Затем его и некоторых других еланских ребят, пожелавших служить в Воздушно-Десантных войсках, военкомат послал в Среднюю Ахтубу на сборы, на летную базу ДОСААФ. Здесь после подробных инструктажей все будущие десантники сделали каждый по три прыжка. Вот там на летном поле и была сделана заинтересовавшая меня фотография. На ней (слева-направо) парашютисты из Елани: Борис Половинко, Виктор Белич, Александр Данюшкин и Сергей Волков.

После сборов парашютистов в ноябре 1981 года Волкова направляют на службу в армию. Как и положено, сначала Сергей попал в Литву, в учебную часть, расположенную в городе Рукла. Сейчас это место известно еще и тем, что именно там был снят фильм «В зоне особого внимания». Здесь Сергей отучился полгода на сержанта (командир отделения автомобилей воздушно-десантных войск), после чего его направили в белорусский город Лосвидо, в витебскую дивизию. Пробыл он там чуть более двух месяцев и был направлен в селение Боровуха (тоже Витебская область). В тот самый момент в Афганистане в автомобильную роту потребовался сержант, и Сергея направляют в Кабул. Друживший до армии со спортом Сергей трудностей не боялся. В Афган – так в Афган. В одном полку с Сергеем служил наш земляк – Василий Максиков. Но, бывало, виделся и с другими ребятами нашего района: Валерой Муляром, Сашей Труктановым, Лёхой Ястребовым из Вязовки.

Попал С. П. Волков в 57-й полк воздушно-десантных войск в автороту.

- Ничего героического я не совершал, – сказал мне Сергей. – Служил как все. Достался мне 66-й ГАЗон. На этой машине я и коменданта зоны возил, который оружие проверял по Кабулу (кто имеет оружие, а может, и продает). Ездили мы с ним в ночные рейды. Много командировок было, например, на аэродром. Колонну сводную собирали и — вперед. Старший колонны, ремонтники, все службы (машин 20). На неделю, а то и больше. Страшно было? Да, наверное, нет. Молодой ведь. Ну, может, иногда и страшно. А так нормально все было. Служил, как и все. Ну, стреляли, бывало. А где не стреляют? Война все-таки. Такие конфликты всегда были и будут. Мне вот достался Кабул. Но ничего особенного рассказать не могу – обычная война…

По территории государства, где шла ожесточенная война ездили всегда военизированной колонной, возили стройматериалы, медикаменты, различное оборудование в Термес и другие города. Северная «солдатская» дорога, ведущая из афганского порта Хайратон в Кабул, по сей день хранит память о павших советских воинах. И хотя скромные обелиски, которые возводились на местах гибели солдат и офицеров, в большинстве своем уже уничтожены, следы той далекой необъявленной войны еще можно увидеть на этом скорбном пути. Зимой дорога по Салангу превращается в каток и грузовики через перевал гоняют только отчаянные люди, не боящиеся улететь в пропасть.

Затяжной подъем до главного тоннеля составляет примерно 60 километров. Грузовики движутся со скоростью четыре-пять километров в час как вверх по серпантину, так и вниз. Перепады высот очень велики. Никакие тормоза не удержат груженый "КамАЗ", если он вдруг покатится вниз. А если мотор "не вытянет" на подъеме, то фура покатится вниз и будет мять, и сбрасывать в пропасть идущие за ней грузовики. Советские колонны обеспечения и боевое сопровождение шли в 1980-х по Салангу летом и зимой. Они попадали во вражеские засады, машины горели и падали в пропасть.

Помню, – говорит Сергей, – двигались мы как-то через перевал Саланг (высота 3600 над уровнем моря) и попали в душманскую засаду. Стали слышны выстрелы с гор, им в ответ вторили наши зенитки и пулеметы: три боевые машины нас обычно сопровождали. Впереди багровым пламенем быстро загорелась разлитая из пробитого трубопровода нефть. Колонна остановилась, мы все из кабин с автоматами тут же выскакиваем и прячемся за колесо своего автомобиля. А оттуда по «духам» ответным огнем. Ничего интересного, – скромно продолжает Сергей. – Ну отстрелялись и поехали дальше. Служба как служба. Были и боевые выезды на прочесывание местности. Вывозили личный состав ночью без света фар (даже лампочки нас заставляли выкручивать из всех фар и поворотников, чтобы кто-то случайно не включил). Выходили колонны в полночь, чтобы к 2 часам ночи прибыть на позиции. Едем, а вокруг полная темень. Смотришь, луна вроде светит и по ведущему автомобилю ориентируешься. Бывало, что, когда передняя машина тормозит, сразу и не увидишь. Заехали в ущелье, также бесшумно выгрузили личный состав, развернули колонну в обратном направлении и стоим, ждем. Как там ребята свое «дело сделали», загрузили их и обратно. В общем обычные армейские будни.

А 25 декабря 1983 года на радость всем своим родным и близким Сергей вернулся домой целым и невредимым. Как сложилась его дальнейшая жизнь? Ну это уже другая, не менее интересная история. Он, с честью вынеся испытания, как и многие его сослуживцы, продолжает достойно трудиться на благо страны. Сегодня в воспитании молодого поколения очень важен их вклад. И в преддверии Дня вывода войск из Афганистана нам лишь остается пожелать нашим воинам счастья и долголетия, всех благ и радостных дней впереди. «Пусть долго будут жить на этом свете, как тишина на дальнем рубеже...»

Е. СЛЕСАРЕВ.

Фото из личного архива С. ВОЛКОВА.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

45