Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

18.11.2018 15:31 Воскресенье
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

В Волгограде состоялась «Встреча вселенных…»

Сегодня, 15 ноября, в конференц-зале РИАЦ состоялась встреча с уникальным человеком Александром Васильевичем Суворовым – доктором психологических наук, единственным в мире слепоглухим профессором психологии кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, почетным международным доктором гуманитарных наук, кавалером золотой медали имени Льва Толстого, рыцарем Детского ордена милосердия, автором более полутора сотен научных работ, поэтом и писателем, который хорошо известен не только в России, но и далеко за её пределами.

Александр Васильевич не впервые в Волгограде – его здесь знают и ждут. На этот раз он презентовал волгоградцам свою новую книгу «Встреча Вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих», а также рассказал о своей жизни, научном и художественном творчестве.

Мир без звука и света

Зрение маленький Саша потерял в три года и был вынужден пойти в школу для слепых. В 9 лет он оглох. Поэтому встал вопрос о специализированном учебном учреждении. Поскольку в родном городе Фрунзе такого не было, его мама Мария Тихоновна приняла решение отправить сына в Загорский детдом. В 1971 году его вместе с тремя другими воспитанниками детского дома перевели в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей Научно–Исследовательского Института дефектологии Академии Педагогических наук СССР, где ребята проходили подготовку к обучению в университете. В этом же году он начинает обучение в качестве стажера на факультете философии МГУ им. М.В. Ломоносова. Однако со второго курса сменил направление, сдав одновременно экзамены за первый курс и вступительные, он стал полноправным студентом факультета психологии. Так, собственно, по словам Александра Васильевича, психология его выбрала. В 1977 году он успешно окончил вуз и был распределен в Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. На автобиографическом материале в 1994 году защитил кандидатскую диссертацию на тему саморазвития личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. В этом же году начал вести для детей «Школу взаимной человечности», позже вышла одноименная книга. Через два года на материале общения с детьми — докторская диссертация «Человечность как фактор саморазвития личности».

Сила – в любви

Александр Васильевича часто спрашивают, где он черпает столько сил и энергии, на что он неизменно отвечает: в любви к окружающим, знакомым, близким людям. В детстве и подростковом возрасте он много читал, проводил время в библиотеке и был вполне счастливым человеком, несмотря на инвалидность. Он признается, что в его жизни было несколько критических ситуаций, когда он хотел свести с ней счеты. После окончания вуза было несколько неудачных, и даже комичных попыток самоубийства, о которых он сегодня вспоминает со смехом. Тогда он сделал очень важное для себя открытие: все эти мысли приходят от эгоистического желания получать, а не отдавать.

- Когда в разговоре с подростками иногда я слышу от них, что они не хотят жить, я задаю им один единственный вопрос: а кого ты любишь? Если человек любит, не важно, взаимно или нет, значит он не может причинить объекту своей любви боль, огорчить его, совершив такой необдуманный шаг, то есть, по сути, предать свою любовь. Иначе это потребительская любовь. Истинная же – донорская – самое лучшее противоядие от суицида, — говорит Александр Васильевич.

По словам нашего героя, образцом такой любви для него служит его мама – самый главный человек в его жизни, который заложил фундамент его личности. Именно мама своей заботой, любовью поддерживала его, вдохновляла на творческие задачи и их реализацию.

Конверты добра

- Инвалидность – это, увы, данность, от которой никуда не деться, — говорит Александр Васильевич. – Стоит ли с ней смириться? Нет! Её нельзя победить, но можно побеждать всю жизнь, изучая особенности каждого случая и свои возможности, искать решения. Находить, как говорил психолог Выготский, обходные пути. Я всегда их искал и небезуспешно.

Еще будучи студентом он любил бродить по Москве, проехаться на троллейбусе или речном трамвайчике. После смерти мамы в 1997 году, он стал жить один. И тоже вполне справлялся: самостоятельно ходил в магазины, совершал покупки, ездил в общественном транспорте. Помогали в этом «Конверты добра» с четкими инструкциями, которые передавались из рук в руки, и хорошие люди.

Сегодня Александру Васильевичу 65 лет. Несмотря на то, что он не слышит и не видит, передвигается на инвалидной коляске, он ведет активный образ жизни – ездит по городам России, бывает за границей. Общается со студентами в социальных сетях, через мессенжеры, сам набирает на клавиатуре тексты для своих книг. Все это возможно благодаря специальной компьютерной технике, основанной на системе шрифта Брайля.

А еще профессор психологии пишет стихи, отлично играет на губной гармошке и слушает музыку (конечно, в данном случае речь идет о вибрации, ритме, которые он может уловить). Но и это для него – огромное наслаждение и радость.

«Встреча вселенных…»

Во второе издание книги «Встреча Вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих» вошли работы разных лет, посвященные адаптации слепоглухих людей в во внешнем мире. В ней автор с юмором рассказывает о преодолении сложных жизненных ситуаций, рассуждает об особенностях восприятия мира и демонстрирует удивительные примеры совместной педагогики зрячеслышащих и слепоглухих людей.

- Изначально она планировалась как учебное пособие для студентов. Но в ходе работы над ней стало понятно, что эта информация станет полезной в том числе для «особенных» детей и их родителей. Получился чистый научпоп для широко круга читателей, — смеется Александр Васильевич, — Я старался написать так, чтобы массовому читателю было понятно и интересно.

По словам Александра Васильевича, книга в какой-то мере является руководством как общаться с инвалидами на примере слепоглухих людей.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

1