Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

17.11.2017 14:45 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Светлой памяти Никитина А. А. - друга, коллеги, земляка

В своем кабинете МОНИКИ

Дорогие еланцы,11 октября 2017 года в Москве на 78 году ушел из жизни наш знаменитый земляк Никитин Александр Александрович — лауреат Государственной премии СССР, ученый с мировым именем, профессор, доктор медицинских наук, член Международной ассоциации челюстно-лицевых хирургов, почетный академик четырех европейских академий. Светлой памяти достойнейшего человека, гордости Елани, я и хочу посвятить этот рассказ.

И Елань стала родной…

Старшее поколение Елани хорошо помнит семью Никитиных. Отец Александра Александровича, Никитин Александр Георгиевич, стоял у истоков зубопротезирования в Елани, возглавлял первую в Елани зуботехническую лабораторию. Он отдал зубопротезированию 50 лет своей жизни, прожил 93 года, до последнего дня читал газеты, выпивал рюмочку хорошего коньяка за обедом, сохранил прекрасную память, юмор (и неизвестно, сколько бы он еще прожил, если бы не погиб от травмы). А в страшном 1942 году из горящего Сталинграда эвакуировали женщин и детей на север области, в их числе были и жена Александра Георгиевича Валентина Федоровна, и двухлетний Саша. Большую часть пути проехали по железной дороге, а с того места, где железнодорожные пути оказались разобраны, беженцев вывозили лошадьми. Доехали до Елани, ночью постучались в первый же на их пути дом. Валентину Федоровну с ребенком пустили, поделились и едой и кровом. Когда утром она пошла на базар, чтобы выменять какие-то продукты, то едва не потеряла сознание: навстречу шел… муж. Оказалось, что каким-то чудесным Божьим промыслом Александр Георгиевич находился на лечении в военном госпитале, который дислоцировался в Елани, был выписан и возвращался на фронт. Так еланская земля стала для семьи Никитиных благословенной. После возвращения с фронта главы семьи, прожили они на ней почти 30 лет. В Елани родился второй сын Герман, в Елани прошли детство и юность профессора Никитина.

Выбор

Учился Александр Александрович легко и хорошо, занимался спортом, в свободное время работал у отца шлифовальщиком коронок. Но ему так не нравилась ортопедия, казалась ремеслом, и быть стоматологом он вовсе не собирался. Окончил нефтяной техникум, затем служил в армии механиком авиационных двигателей, после армии поступил в летное училище, но страна сокращала Вооруженные силы, и училище было расформировано. Успел проучиться два года в Сталинградском инженерно-строительном институте, но душа не могла успокоиться, генетическая память звала в медицину. А когда младший брат подал документы в Сталинградский медицинский институт, Александр Александрович с легкостью бросил технический вуз и стал студентом стоматологического факультета медицинского института.

Вот тут-то он нашел себя настолько, что к окончанию института им была полностью написана кандидатская диссертация по замещению дефектов челюсти реберным аутотрансплантантом. А вскоре, по окончании аспирантуры в Москве, Александр Александрович защитил докторскую. Пригодились и армейская дисциплина, и технические знания.

Путь врача, ученого, наставника

С 1972 года Александр Александрович поступает на работу в отделение челюстно-лицевой хирургии Московского областного научно-исследовательского института им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ) и возглавляет отделение. Одним из направлений работы отделения становится разработка методов восстановления нижней челюсти. В отделении впервые в мировой практике успешно была проведена пересадка височно- нижнечелюстного сустава от "спецдонора" (трупа). За это профессор Никитин был удостоен Государственной премии СССР.

Ему было тогда около 40 лет — он был самым молодым лауреатом Государственной премии СССР за всю историю этой специальности. При награждении в Георгиевском зале Кремля в качестве почетных гостей были приглашены его родители, семья, брат. Легко представить родительскую гордость за сына! А Александру Георгиевичу было вдвойне приятно, ведь так или иначе, но сын стал продолжателем его дела, династия стоматологов Никитиных вышла на второе поколение. Позднее были медали ВДНХ, почетный знак "ИзобретательСССР" и множество других наград.

Зарубежная медицинская пресса оценила работу советского ученого как «выдающееся открытие, сравнимое с первой пересадкой сердца». Александр Александрович объездил весь мир, демонстрируя эту уникальную операцию. Позднее совместно с одним из научно исследовательских институтов химии был разработан материал для искусственного сустава, и операцию поставили на поток. Выдающийся вклад в советскую и российскую науку внес наш земляк: автор 500 научных работ, семи патентов и 20 рацпредложений. Проведено 15 тысяч уникальных операций! За рубежом Александр Александрович читал свои доклады без синхронного переводчика — на английском языке. Знания английского требовал и от своих аспирантов.

Александр Александрович не был "кабинетным профессором", он работал как раб на галерах в операционной. Последние годы, в связи с военными конфликтами, терактами, были богаты на огнестрельные ранения лица с нарушением глотания, дыхания. Раненых приходилось оперировать по 6-8 часов. Пациентов доставляли часто прямо из горячих точек, переводили из других учреждений после оказания первой помощи, доставляли из-за рубежа адресно "к профессору Никитину".

Простой, доступный, гостеприимный

Великолепный организатор, требовательный в первую очередь к себе и требующий железной дисциплины и организованности от подчиненных, Александр Александрович был необычайно простым и доступным человеком. Спортивный и выносливый, невзирая на хрупкое с виду телосложение, он был чемпионом Москвы по моржеванию, купался в самый лютый мороз в открытом водоеме, до последнего летал на самолете пилотом на спортивных аэродромах, прыгал с парашютом.

А какие пикники организовывал А. А. Никитин для отделения! На свое 60-летие уговорил почти все отделение и организовал коллективный прыжок с парашютом. Он был душой любой компании. В его скромном загородном подмосковном доме за дубовым столом собиралось большое количество гостей, светила зарубежной медицины, публичные люди и просто друзья семьи — место было всем. Иностранцы фотографировали хлебосольный русский стол, который накрывала очаровательная супруга — Наталья Александровна, Александр Александрович для каждого находил добрые слова. Через пару часов за столом следовала команда: "Мужчины — в баню, женщины остаются на девичник!" Душой девичника была жена, верный друг и большая умница, без намека на барство. Наталья Александровна никогда не только не имела домработницы, но еще и волонтером помогала одиноким соседкам по хозяйству, у нее на попечении были две одинокие бабушки.

Африка

В начале 90-х годов супруги Никитины работали в Африке — в республике Нигер, Александр Александрович преподавал в университете на французском языке, много оперировал. Как-то он успешно прооперировал тяжелую опухоль у жены вождя африканского племени. В благодарность абориген подарил Наталье Александровне бегемота: это была самая большая ценность для племени.

На еланской земле

Александр Александрович очень любил Елань. Мы с ним могли часами вспоминать нашу малую родину. С каким теплом он вспоминал детство, школу, учителей, друзей… Его мечтой было приехать в Елань, показать ее сыновьям и внукам. В 2013 году мечту осуществили. Он ходил по улицам своего детства, плавал "на мысу"… Рассказывал, как сидел и плакал во дворе дома, в котором когда-то жила их семья, как тепло и радушно встретили его бывшие однокурсники. Как же он был благодарен Фроловым Светлане Георгиевне и Владимиру Ивановичу, Лиходеевым Светлане Борисовне и Борису Григорьевичу и другим за общение, за память, за гостеприимство. Как ждал их к себе в гости!..

Не знал тогда профессор Никитин, что это судьба дала ему возможность проститься со своей любимой малой родиной, с Еланью, которая приняла их с мамой в страшном 1942 году, обогрела и сберегла. С Еланью, где они долгие годы жили счастливо такой замечательной семьей — просто и бедно, как все после войны.

Последний «бой»…

А через девять месяцев после свидания с Еланью Александр Александрович, посвятивший свою жизнь медицине, внезапно узнал, что медицина не в силах помочь ему самому: доктору медицинских наук с мировым именем поставили страшный диагноз — БАС, неизлечимое прогрессирующее заболевание, при котором происходит поражение нервной ткани, приводящее к нарастающему мучительному параличу, с последующей атрофией мышц, в том числе и дыхательных. Не верил Александр Александрович, что не справится, что не победит болезнь, не верил, что нет лекарства во всем мире. Он привык побеждать болезнь, много лет назад он победил тяжелую онкологию. Отовсюду ему присылали лекарства, продлевающие жизнь, замедляющие разрушение нервной ткани. Он шел на любые экспериментальные виды лечения, соглашался на апробацию на себе еще не испытанных на людях лекарств, как мог, занимался и старался держать тело в тонусе. И опорой семье был до последнего, и работал до последнего.

Испытание судьбой было послано тяжелое, у хирурга было отнято самое ценное для него — руки. Когда уже не мог держать инструмент, становился за операционный стол рядом с молодыми докторами, с сыном, подсказывал, подбадривал. Когда и это стало тяжело, обратился к руководству института с просьбой организовать ему палату рядом с кабинетом, готовил себе замену. Во время улучшения продолжал консультировать больных, рецензировать научные работы. Младший сын стал его водителем, секретарем, офис-менеджером. И тут бойцовские качества Александра Александровича проявлялись во всем. Даже в такие страшные дни он думал о людях, бил во все колокола: нужна программа реабилитации больных с БАС! Сейчас институт неврологии ее разработал, но она еще не принята на государственном уровне. С таким заболеванием, такого уровня поражения, больные "сгорают" за несколько месяцев. Александр Александрович прожил три года. Последние несколько месяцев его верная Наталья Александровна была ему и руками, и ногами, и нянькой, не отходила от него.

Ушел в мир иной наш прославленный земляк очень достойно, смиренно, пройдя с честью испытание и громкой славой, и тяжелой болезнью.

Светлая память светлому человеку, нашему земляку — Александру Александровичу Никитину.

Осталась прекрасная семья, два сына — продолжатели его дела, внуки. Остались тысячи спасенных, без преувеличения, спасенных, пациентов. Остались научные труды, которыми будут пользоваться последующие поколения врачей челюстно-лицевой хирургии. Осталась память. Наша с вами память.

Т. ПЕРЕПЕЛИЦЫНА,

г. Москва.

Александр Александрович Никитин с сыновьями на международной выставке в Москве на фоне стенда достижений руководимого им отделения
Обход
Еланские студенты медицинского института: справа стоят братья Никитины, крайний - Герман, к сожалению, уже покойный, много лет проработал прекрасным врачом-анестезиологом, за ним - Александр, будущее светило мировой медицины.
На фото можно узнать наших докторов Лиходеевых, Бугровых.
(из личного архива С. Б. Лиходеевой)

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

221