Д. Ф. Литвинов: "Мы работаем для села"
Д. Ф. Литвинов, директор «Еланского аграрного колледжа», депутат Волгоградской областной Думы: «Мы работаем для села»
Подготовка кадров для сельскохозяйственного производства
Пока еще держимся за счет старых опытных кадров. Но через два-три года, когда эти механизаторы уйдут на пенсию, у меня в хозяйстве работать будет некому. Ну, сам сяду на трактор, на комбайн – заменю одного человека, а надо-то четверых…
Из разговора с руководителем КФХ
Возможно ли побороть кадровый голод в отдельно взятом районе? В наших хозяйствах на сегодня существует 95 вакансий механизаторских кадров, ощущается острая нехватка агрономов, механиков, инженеров, специалистов для работы на маслосыркомбинате. Близкое к такому положение дел складывается практически во всех сельских районах Волгоградской области, в целом по стране. Предлагаются разные пути решения проблемы, вплоть до введения распределения выпускников, как было в советское время. Но ясно одно: пока эти вопросы «на верху» не отрегулированы, жизнь заставляет их решать на местах. Беседуем с директором ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж» Д. Ф. Литвиновым.
-Дмитрий Федорович, ни для кого не секрет, что отсутствие кадров рабочих профессий будет в ближайшие годы являться сдерживающим фактором роста экономики не только в Еланском районе, Волгоградской области, но во всей России. Чтобы решить проблему, необходимо знать причины ее возникновения.
-Причин нехватки рабочих кадров, в том числе и на селе, много, назову, на мой взгляд, основные. Во-первых, перекос в сторону высшего образования, то есть у нас количество студентов учреждений высшего образования намного превышает количество студентов учреждений среднего профессионального образования. Во-вторых, отсутствие престижа рабочих профессий и специальностей, престижа нет – значит, школьники, не идут на них учиться. В-третьих, урбанизация населения – отток населения из села в город.
-Ваше учреждение среднего профессионального образования всегда готовило рабочие кадры для села. Какие профессии в разное время были более востребованы и популярны у абитуриентов?
-Напомню, наше учебное заведение было основано в 1936, обучали механизаторов, комбайнеров, бригадиров. Прием осуществлялся в форме призыва, то есть мобилизовались граждане и направлялись на обучение. Позже стали принимать школьников на конкурсной основе. К началу 90-х сложилась следующая структура приема/выпуска рабочих кадров. На специальность «Мастер сельскохозяйственного производства» с квалификацией тракторист, водитель, слесарь, принимали 90 человек. «Мастер по ремонту и обслуживанию машинно-тракторного парка», также с присвоением квалификации тракторист, водитель, слесарь, - принимали 30 человек. «Повар, кондитер» — 30 человек. Изменялись экономические условия, менялось общество и потребности населения. Это неизбежно вызывало перемены в структуре приема/выпуска в училище и колледже.
По состоянию на 17 июля 2015 года (отмечу: сейчас еще идет прием документов от абитуриентов), назову специальности в том порядке, в котором они востребованы среди абитуриентов. На первом месте специальность «Технология молока и молочных продуктов». Ее мы открывали совместно с ОАО «Еланский маслосыркомбинат» и все студенты будут трудоустроены на МСК, будут там обеспечены производственной практикой, полностью будут привязаны к этому перерабатывающему предприятию. Подали заявление 40 человек. Новация этой специальности для нас в том, что обучение в плане формирования практических навыков (учебные практики, производственная практика) будет выполняться на самом комбинате. Будут заключаться 3-сторонние договоры с образовательным учреждением, студентом и комбинатом. То есть обучающиеся будут таким образом привязаны к производству. Студенты выпускного курса будут обучаться дистанционно (в электронной форме) и работать на предприятии, это законодательством разрешается.
На втором месте по востребованности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: на 25 мест заявления подали 34 человека. На третьем – «Земельно-имущественные отношения»: на 25 мест – 28 человек; «Повар, кондитер»: на 25 мест — 27 человек. Затем идут по нисходящей «Банковское дело (бухгалтер)»: на 12 мест — 15 человек, и последнюю, седьмую, строку, как это ни печально, занимает специальность «Мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка» на 25 мест - 26 человек. Основную квалификацию мы здесь присваиваем — тракторист-машинист, водитель, слесарь-ремонтник. То есть на сегодня среди абитуриентов аграрного колледжа это наименее востребованная специальность. Уже сегодня в хозяйствах района ощущается острый дефицит механизаторских кадров. Дальше недостаток кадров только увеличится, и это будет профессия, где все выпускники будут гарантированно трудоустроены.
-Что повлечет за собой нехватка механизаторских кадров?
-Снижение объемов производимых работ – их просто некому будет выполнять; как следствие — снижение валового сбора зерна и другой сельскохозяйственной продукции, значит, неизбежны финансовые потери. Увеличится стоимость труда, следовательно, повысится себестоимость продукции. Это, что касается сельхозтоваропроизводителей. А для нас, для колледжа, при таком положении дел возможно закрытие обучения по данной профессии. Поясню: не будет востребована профессия, значит, по ней не будут давать контрольные цифры приема в рамках бюджетного финансирования и она утратит свою значимость для учебного заведения.
-И сам собой напрашивается вопрос: что делать?
-Повышать престиж профессии. Улучшать условия труда. Налаживать и укреплять связи колледжа и сельскохозяйственных предприятий. Сумели же совместными с ОАО «Еланский маслосыр комбинат» усилиями открыть новую специальность, так почему не объединиться хозяйствам и колледжу и не отрегулировать реальное прохождение производственной практики, а затем и трудоустройство в эти же хозяйства. Что еще делать? Проводить профориентационные акции и другие мероприятия, направленные на повышение престижа данной профессии. Например, освещение в прессе. Не скажу, что не освещается работа механизаторов, водителей, механиков, но требуется больше рассказывать о труде и опытных специалистах, и о молодежи. Проводить районные мероприятия для выпускников школ. Так, на Ставрополье есть хороший опыт в этом плане. В районных Домах культуры, когда весенний цикл полевых работ заканчивается, приглашают выпускников 9 классов, пригоняют на выставку свою технику, чтобы показать, на чем выпускники в дальнейшем будут работать, если выберут специальность механизатора. Заключать целевые договоры – это один из способов закрепить студента, а затем выпускника за конкретным хозяйством. Заключать трехсторонние договоры «студент — работодатель – колледж», что подразумевает и прохождение производственной практики, и дальнейшее трудоустройство. При этом не надо оказывать медвежью услугу студентам, просто подписывая документы о том, что они якобы прошли практику. Тем самым сельхозтоваропроизводители оказывают такую же услугу себе. Можно использовать и меры материального стимулирования, например, выплачивать от хозяйства небольшую стипендию своему будущему работнику. Продолжать взаимодействие со службой содействия трудоустройству выпускников ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж».
-Будем надеяться, что совместными усилиями колледжа, сельскохозяйственных предприятий, самих студентов проблему удастся решить хотя бы частично. За дело!
С. ПОЛЕТАЕВА.
По нисходящей…
Д. Ф. Литвинов:
-Если проанализировать количество приемов и выпусков по годам, то в 2000 году мы выпускали 120 человек с квалификацией тракторист-машинист, водитель, слесарь, в 2006 – порядка 60 человек, а в 2014 году мы приняли 25 человек, сегодня их 21, и не факт, что столько же и выпустим. Надо учитывать, что среди них есть обучающиеся из соседних районов, которые, скорее всего туда и вернутся.
Комментарии (1)
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.
Хочу выразить благодарность автору этой статьи С.А. Полетаевой, за то что изложены факты так как они есть на самом деле, без преукрашения. Статья получилась жизненая.