Меню
16+

Сетевое издание "ELANSKIE-VESTI" (Еланские вести)

22.07.2015 09:58 Среда
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 78 [1] от 02.07.2015 г.

Д. Ф. Литвинов: "Мы работаем для села"

Д. Ф. Литвинов, директор «Еланского аграрного колледжа», депутат Волгоградской областной Думы: «Мы работаем для села»

Подготовка кадров для сельскохозяйственного производства

Пока еще держимся за счет старых опытных кадров. Но через два-три года, когда эти механизаторы уйдут на пенсию, у меня в хозяйстве работать будет некому. Ну, сам сяду на трактор, на комбайн – заменю одного человека, а надо-то четверых…

Из разговора с руководителем КФХ

Возможно ли побороть кадровый голод в отдельно взятом районе? В наших хозяйствах на сегодня существует 95 вакансий механизаторских кадров, ощущается острая нехватка агрономов, механиков, инженеров, специалистов для работы на маслосыркомбинате. Близкое к такому положение дел складывается практически во всех сельских районах Волгоградской области, в целом по стране. Предлагаются разные пути решения проблемы, вплоть до введения распределения выпускников, как было в советское время. Но ясно одно: пока эти вопросы «на верху» не отрегулированы, жизнь заставляет их решать на местах. Беседуем с директором ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж» Д. Ф. Литвиновым.

-Дмитрий Федорович, ни для кого не секрет, что отсутствие кадров рабочих профессий будет в ближайшие годы являться сдерживающим фактором роста экономики не только в Еланском районе, Волгоградской области, но во всей России. Чтобы решить проблему, необходимо знать причины ее возникновения.

-Причин нехватки рабочих кадров, в том числе и на селе, много, назову, на мой взгляд, основные. Во-первых, перекос в сторону высшего образования, то есть у нас количество студентов учреждений высшего образования намного превышает количество студентов учреждений среднего профессионального образования. Во-вторых, отсутствие престижа рабочих профессий и специальностей, престижа нет – значит, школьники, не идут на них учиться. В-третьих, урбанизация населения – отток населения из села в город.

-Ваше учреждение среднего профессионального образования всегда готовило рабочие кадры для села. Какие профессии в разное время были более востребованы и популярны у абитуриентов? 

-Напомню, наше учебное заведение было основано в 1936, обучали механизаторов, комбайнеров, бригадиров. Прием осуществлялся в форме призыва, то есть мобилизовались граждане и направлялись на обучение. Позже стали принимать школьников на конкурсной основе. К началу 90-х сложилась следующая структура приема/выпуска рабочих кадров. На специальность «Мастер сельскохозяйственного производства» с квалификацией тракторист, водитель, слесарь, принимали 90 человек. «Мастер по ремонту и обслуживанию машинно-тракторного парка», также с присвоением квалификации тракторист, водитель, слесарь,  - принимали 30 человек. «Повар, кондитер» — 30 человек. Изменялись экономические условия, менялось общество и потребности населения. Это неизбежно вызывало перемены в структуре приема/выпуска в училище и колледже.

По состоянию на 17 июля 2015 года (отмечу: сейчас еще идет прием документов от абитуриентов), назову специальности в том порядке, в котором они востребованы среди абитуриентов. На первом месте специальность «Технология молока и молочных продуктов». Ее мы открывали совместно с ОАО «Еланский маслосыркомбинат» и все студенты будут трудоустроены на МСК, будут там обеспечены производственной практикой, полностью будут привязаны к этому перерабатывающему предприятию. Подали заявление 40 человек. Новация этой специальности для нас в том, что обучение в плане формирования практических навыков (учебные практики, производственная практика) будет выполняться  на самом комбинате. Будут заключаться 3-сторонние договоры с образовательным учреждением, студентом и комбинатом. То есть обучающиеся будут таким образом привязаны к производству. Студенты выпускного курса  будут обучаться дистанционно (в электронной форме) и работать на предприятии, это законодательством разрешается.

На втором месте по востребованности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»: на 25 мест заявления подали 34 человека. На третьем – «Земельно-имущественные отношения»: на 25 мест – 28 человек; «Повар, кондитер»: на 25 мест — 27 человек. Затем идут по нисходящей «Банковское дело (бухгалтер)»: на 12 мест — 15 человек, и последнюю, седьмую, строку, как это ни печально, занимает специальность «Мастер по ремонту и техническому обслуживанию машинно-тракторного парка» на 25 мест - 26 человек. Основную квалификацию мы здесь присваиваем — тракторист-машинист, водитель, слесарь-ремонтник. То есть на сегодня среди абитуриентов аграрного колледжа это наименее востребованная специальность. Уже сегодня в хозяйствах района ощущается острый дефицит механизаторских кадров. Дальше недостаток кадров только увеличится, и это будет профессия, где все выпускники будут гарантированно трудоустроены.

-Что повлечет за собой нехватка механизаторских кадров?

-Снижение объемов производимых работ – их просто некому будет выполнять; как следствие — снижение валового сбора зерна и другой сельскохозяйственной продукции, значит, неизбежны финансовые потери. Увеличится стоимость труда, следовательно, повысится себестоимость продукции. Это, что касается сельхозтоваропроизводителей. А для нас, для колледжа, при таком положении дел возможно закрытие обучения по данной профессии. Поясню: не будет востребована профессия, значит, по ней не будут давать контрольные цифры приема в рамках бюджетного финансирования и она утратит свою значимость для учебного заведения.

-И сам собой напрашивается вопрос: что делать?

-Повышать престиж профессии. Улучшать условия труда. Налаживать и укреплять связи колледжа и сельскохозяйственных предприятий. Сумели же совместными с ОАО «Еланский маслосыр комбинат» усилиями открыть новую специальность, так почему не объединиться хозяйствам и колледжу и не отрегулировать реальное прохождение производственной практики, а затем и трудоустройство в эти же хозяйства.  Что еще делать? Проводить профориентационные акции и другие мероприятия, направленные на повышение престижа данной профессии. Например, освещение в прессе. Не скажу, что не освещается работа механизаторов, водителей, механиков, но требуется больше рассказывать о труде и опытных специалистах, и о молодежи. Проводить районные мероприятия для выпускников школ. Так, на Ставрополье есть хороший опыт в этом плане. В районных Домах культуры, когда весенний цикл полевых работ заканчивается, приглашают выпускников 9 классов, пригоняют на выставку свою технику, чтобы показать, на чем выпускники в дальнейшем будут работать, если выберут специальность механизатора. Заключать целевые договоры – это один из способов закрепить студента, а затем выпускника за конкретным хозяйством. Заключать  трехсторонние договоры «студент — работодатель – колледж», что подразумевает и прохождение производственной практики, и дальнейшее трудоустройство. При этом не надо оказывать медвежью услугу студентам, просто подписывая документы о том, что они якобы прошли практику. Тем самым сельхозтоваропроизводители   оказывают такую же услугу себе. Можно использовать и меры материального стимулирования, например, выплачивать от хозяйства небольшую стипендию своему будущему работнику. Продолжать взаимодействие со службой содействия трудоустройству выпускников ГАОУ СПО «Еланский аграрный колледж».

-Будем надеяться, что совместными усилиями колледжа, сельскохозяйственных предприятий, самих студентов проблему удастся решить хотя бы частично. За дело!

С. ПОЛЕТАЕВА.

По нисходящей…

Д. Ф. Литвинов:

-Если проанализировать количество приемов и выпусков по годам, то в 2000 году мы выпускали 120 человек с квалификацией тракторист-машинист, водитель, слесарь, в 2006 – порядка 60 человек, а в 2014 году мы приняли 25 человек, сегодня их 21, и не факт, что столько же и выпустим. Надо учитывать, что среди них есть обучающиеся из соседних районов, которые, скорее всего туда и вернутся. 

Комментарии (1)

  • litvinovdf, 22.07.2015 15:48 #

    Хочу выразить благодарность автору этой статьи С.А. Полетаевой, за то что изложены факты так как они есть на самом деле, без преукрашения. Статья получилась жизненая. 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

431